Мы должны принимать жизнь за то, чем она действительно является: за вызов нашим человеческим качествам, без которого мы никогда не знали бы своей сущности и не реализовали бы себя полностью. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Ида Уайли

Родители, в своем новорожденном младенце, видят продолжение себя, продолжение своего рода, смысла, да и своей жизни в целом. Ценность жизни и здоровья ребенка- неоспорима, но , субъективно, значительно увеличивается если родители измеряют успех своего жизненного пути и личную значимость через младенца. В таком случае оценка себя  будет совершаться через призму достоинств или недостатков наследника. Но что если ребенок родился преждевременно и имеет ряд особенностей и отличий от тех детей, которых принято называть нормотипичными?

Родителям требуется достаточное количество времени для того, чтобы перестать чувствовать себя неудачниками в связи с рождением особенного ребенка, обратить внимание на свои собственные чувства, признавать их, разрешать их выражать и отследить ту цепочку мыслей, которая позволяет делать выводы, приводящие к невыносимым чувствам. Полезно будет день за днем обозначать ожидания, которые существовали до «новой жизни» и идти дальше, тестируя реальность, и создавая новые реалистичные ожидания и цели. Да, этот путь поначалу может быть запутанным и беспорядочным, пугающим, но помните о том, что кризис, связанный с появлением ребенка, как и любой другой имеет своё начало и окончание, которое обязательно принесет с собой что-то новое.

Во время последней стадии горя (которая, собственно, никогда не заканчивается) родители живут с прошлым, как с тяжелым опытом жизни, опытом, который у них останется навсегда, но который не обязательно должен разрушать их дальнейшую жизнь. Они «переработали» свое разочарование и вернули чувство собственного достоинства.

Расставание со своими прежними мечтами и ожиданиями — не быстрый процесс, прохождение всех стадий горевания по «неслучившемуся»  ещё более длительно. Этот факт хорошо должны понимать и сами родители и те, кто оказался в этот период рядом с семьёй. Информация родителям должна даваться постепенно, по мере наступления реакций горя таким образом, чтобы им было легче видеть реальность и в то же время выражать вслух огорчающие чувства снова и снова. Потребность часто возвращаться в диалоге к произошедшему– это естественная потребность, и нельзя считать ее чем-то плохим.

Часть родителей проходят этот период самостоятельно, перерабатывают произошедшее и с учетом своего нового опыта адаптируются, научаются гибкости  и, регулярно сверяясь с компасом реальности, живут свою жизнь. Другой части родителей, требуется помощь близких или специалистов, особенно на острых стадиях переживания горя или в те моменты, когда апатия и депрессия, словно очки с грязными стеклами, не позволяют разглядеть все многообразие и неоднозначность происходящего в жизни, оставляя в поле зрения только негативные события и прогнозы.  В действительности же, ситуации редко бывают настолько крайними и экстремальными, чтобы заслуживать таких терминов, как «всегда/никогда» и «все/ничего». Насколько правдивы те мысли, которые приходят вам в голову в момент отчаяния? 

В трудные моменты жизни человеку свойственно помещать себя в эпицентр событий, нашему беспокойному сознанию кажется, что мы огромны и очень важны. А что если это не так? На минуту, прикрыв глаза, вообразите себя песчинкой на бескрайнем пляже. Вас окружают триллионы таких же песчинок, одинаковых, всех из стороны носит ветер, волны. Отпустите всё, затеряйтесь. Удержите этот образ в своей фантазии, какие чувства у вас возникли? Открыв глаза, поразмышляйте и, по возможности, запишите то, что вас беспокоит, что бы вы чувствовали если бы были песчинкой? Почему было бы полезно время от времени представлять себя песчинкой?

Привязанность к ребенку будет расти по мере того как родители избавляются от чувства собственной неполноценности и сверхкритичных оценок в отношении своего жизненного пути. Родители постепенно переводят свой фокус внимания с прошлого, на настоящее и будущее. Их чувство надежды имеет основание в действительности, и они составляют планы с реалистичной оценкой, основанной на тех способностях, которые есть у ребенка. 

Родители, чьи дети родились преждевременно или имеют особенности вынуждены попрощаться с беспечностью, да и опыт, приобретаемый ими, достаточно рано доступен не каждому пожилому человеку, прожившему длинную жизнь, но на этом непростом пути рождаются: зрелость, знания, новые ценности, смыслы и новая жизнь с продолжением.

 

Список использованной литературы:

  1. “Метафоры в терапии принятия и ответственности. Практическое руководство”.  Дж. Стоддард, Н. Афари
  2. “Запрещенное горе” Г. Фюр
  3. “Техники когнитивной психотерапии” Р. Лихи