БУДЕННАЯ ОЛЕСЯ

Специальный и перинатальный психолог,
куратор онлайн школы фонда «Новая жизнь вместе»

Часть 1

Будет ли  мой малыш отличаться от сверстников и в чем именно будут заключаться эти отличия? Ребенок у моей знакомой уже ползает/гулит/пишет и читает (вариант у каждой мамы свой), а мой когда начнет?

 

Эти вопросы очень волнуют родителей недоношенных крошек. В нашей культуре принято сравнивать своих детей с другими, ставить других в пример своим. Наши родители делали так, а теперь мы сами, автоматически привносим подобную стратегию во взаимоотношения со своими детьми. Если поразмышлять на эту тему глубже, то на каждое подобное сравнение и на каждый подобный пример можно найти сотни контр примеров. Каждый ребенок индивидуален, у каждого малыша свои темпы нервно-психического и физического развития.

 

Точно не стоит сравнивать своего ребенка рожденного раньше срока с доношенным малышом, закономерности роста и развития у них будут отличаться, для недоношенного малыша важнее ориентироваться на индивидуальные исходные особенности и на динамику.

 

На сегодняшний день, науке точно известны данные о нервно-психическом развитии недоношенных малышей:

— необходимо ежемесячное динамическое наблюдение для наиболее объективной оценки темпов развития

— развитие навыков происходит приблизительно в той же последовательности, как и у доношенных детей, но с поправкой на корригированный возраст

— есть четкая зависимость между становлением психомоторных функций, сроком гестации на котором малыш появился на свет, уровнем морфофункциональной незрелости и степенью перинатального повреждения. Другими словами, чем больше объективных трудностей было в начале, тем дольше ребенок будет приобретать новые навыки.

 

Часть 2

Да, при рождении ребенок будет иметь отличия от сверстников, его рост и развитие пойдет по индивидуальному плану, но это совсем не означает, что ребенок будет часто болеющий, хрупкий. Важно избегать такого явления как «стереотип недоношенного ребенка», об этом явлении мы с вами подробно поговорим в одном из следующих постов. Хорошей базой так же послужит установка мамы и всех членов семьи недоношенного ребенка на максимальную перспективу развития, на качественный эмоциональный контакт при взаимодействии с малышом 

Возраст человека отсчитывается от момента рождения, а у недоношенных малышей есть сразу 3 возраста:

— Хронологический возраст

Это привычный для нас возраст, отсчитывается от момента рождения.

-Постконцептуальный возраст

Отсчитывается от первого дня последней менструации матери, считается в неделях, а иногда для точности к неделям добавляются дни.  Например, ребенок родился 1 июля в сроке 25 недель. В таком случае 1 августа его постконцептуальный возраст составит 29 недель.

— Корригированный возраст

Возраст малыша с поправкой на срок недоношенности, сколько недель не хватило до 40. Например, если ребенок родился на сроке 25 недель 1 июля, то 5 августа коррегированный возраст будет минус 10 недель, 9 сентября минус 5 недель и только начиная с 14 октября возраст сменит значение с минуса на плюс и 1 января, когда малышу по хронологическому возрасту будет 6 месяцев, коррегированный возраст будет равен 15 неделям и 5 дням.

Учитывая это логично задаться вопросом: корректно ли сравнивать развитие двух недоношенных малышей родившихся на разных сроках гестации? Конечно, нет. У каждого малыша своя история.